Шахматы Для Детей

Шахматы - это не только спорт

Таблица не моя, источник находится здесь (либо можете найти в любом поисковике по ключевым словам "возрастная психология"). Я привел из таблицы только те данные которые касаются нашего с Вами предмета - шахмат, если у Вас есть заинтересованность - то посмотрите источник который указан по ссылке. Про подобную таблицу знает любой педагог, но вот для родителей это часто информация новая. Возраста указанные в ней - приведены более-менее точно, но стоит учитывать что все дети разные, и могут быть некоторые колебания +- год.

 

Признаки возрастного периода Характеристика ведущей деятельности Основные новообразования Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.
Период раннего детства (1—3 года)
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно Предметно-манипулятивная деятельность Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей
Период дошкольного возраста (3—7 лет)
Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности Сюжетно-ролевая игра Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество Игра
Младший школьный возраст (7—11 лет)
Начало школьной жизни, с преобретением соответствующей позиции, мотивации, обязанностей Учебная деятельность Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности «Школьная жизнь». Учеба
Период подросткового возраста (11—15 лет)
Переход от детства к взрослости. Половое созревание Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст) Стремление подростка занять положение в группе сверстников

 

Если Вы внимательно посмотрели таблицу, то не сложно заметить - шахматы идеально вписываются в возраст от 6-ти лет. Дело в том, что шахматы это с одной стороны игра (ведущее направление в возрасте 3-7 лет), а с другой стороны это учеба и изучение большого объема новой информации (ведущее направление возраста 7-11 лет). Мой курс для начинающего строится в игровой форме с игровыми заданиями, однако чем ближе вторая часть курса, то задания становятся более "забористыми" и сложными. А это значит что нужно перестраиваться от игры на понимание.

 

Я не берусь обучать детей младше 6-ти лет по причине того,что когда ребенок приходит к сложным заданиям то он должен быть готов психологически. А быть готовым к этом детям младше 6-ти лет - шансов практически нет. Если Вы любите своего ребенка - не нужно его заставлять играть в шахматы раньше времени. Есть исключения (о них общеизвестно всем думаю), но на то она и жизнь что есть исключения. Чаще дети этого не хотят. Пусть ребенок играется в куколки/машинки и приходит в шахматы позже. Психика будет целее.

 

По поводу старших. Как не сложно заметить - в возрасте 11-15 ведущее направление - занять положение в группе сверстников. И вот здесь у детей случается психологический диссонанс (при начале занятий в возрасте от 12-ти лет) если они попадают в среду детей которые изучают шахматы на протяжении предшествующих 3-4 лет (например с 7-8-ми лет). Обыграть ребенка который играет в шахматы 3-4 года для начинающего нет никаких шансов, потому что опыт перебьет желание в любом случае. И дети которые приходят в шахматы с 12-13-ти лет практически обречены. И они это понимают сами. Пусть и не сразу. Поэтому я обычно против подобного подхода и не берусь обучать детей старше 13-ти лет шахматам. Для них есть множество других занятий, и они вполне могут в них преуспеть. А шахматы... Ну захочет он их изучать - есть множество книг и курсов. Ребенок изучит самостоятельно, здесь даже тренера не нужно. Уровня мастера ребенок вряд ли сможет достичь, а тратить деньги на сомнительное удовольствие я лично не вижу никакого толку. Отдайте лучше на курсу робототехники, дизайна или программирования. В этом возрасте они на это способны.

 

Вот что я хотел сказать по поводу возрастов детей. Но у меня есть отдельная идея для родителей которые хотят развить ребенка. Об этом смотрите в этом материале.