Шахматы Для Детей

Шахматы - это не только спорт

Шахматы один из самых малобюджетных видов спорта. И образования. Но в то же время не стоит покупать шахматы просто так чтобы они были любые. Для обучения использовать стоит не все что есть в магазинах. В этом тексте я вам расскажу о досках.

Доска казалось бы один из самых простых элементов шахматной игры. Размеры досок считаются по стороне доски. Погрешность из-за окантовки вокруг игрового поля можно считать незначительной. Сами размеры сторон начинаются от 15 см (дорожные шахматы) до 50 см (профессиональные доски). Бывает что указывают размер клетки, но в этом случае размер доски посчитать можно примерно так - размер клетки умножить на 8 и прибавить половину размера клетки. Например если написано что клетка 5 на 5, то размер доски будет 5*8+2,5 = 42,5, т.е. приблизительно 43 сантиметра.

Теперь о самих размера подробнее.

  • Размеры ДО 30 сантиметров. Эти доски мало подходят для обучения. Они слишком маленькие. Для игры их использовать можно, но чтобы научить ребенка воспринимать доску и развить его через шахматы - такие доски лучше не использовать.
  • Размер доски 30-40 сантиметров. Эти доски хорошо подходят для самых маленьких детей. К сожалению дети в возрасте до 6-ти лет чаще не обладают учебными навыками и воспринимают шахматы только как игру. 
  • Размер доски 40-45 сантиметров. Эти доски хорошо подходят для обучения. Они не слишком большие, дети хорошо дотягиваются до противоположной стороны доски. В то же время для того чтобы увидеть всю доску им нужно крутить головой - и это хорошо. Почему - об этом ниже.
  • Размер доски 45 и больше. Эти доски больше профессиональные и для взрослых шахмат. Детям в общей массе на них играть сложно хотя бы потому что для того чтобы дотянуться до противоположной стороны доски нужно либо вставать на цыпочки, либо обходить стол. А это и отвлекает от процесса обучения и создает лишние проблемы на которые ребенок начинает обращать внимание отвлекаясь. В то же время, эти доски используются официально на соревнованиях. А уж старшим детям лучше играть только на них.

Теперь о том как выбрать доску.

Для того чтобы выбрать доску можно провести простой эксперимент с ребенком. Сам эксперимент состоит из двух частей. Первая часть - определить не слишком ли большая доска для ребенка. Для этого нужно поставить доску и попросить ребенка стоя около одного края доски поставить фигуры на другой край. Посмотреть как ребенок это осуществляет. Если он достает - то доска не слишком большая. 

Вторая часть - определить не слишком ли маленькая доска. Для этого достаточно закрыть глаза ребенку и поставить во все 4 угла разные фигуры. Название фигур не важно можно просто поставить фигуры разных цветов. Ребенок должен стоять на том расстоянии на котором он будет работать с доской. Затем открыть ребенку глаза и попросить назвать все 4 цвета. Если он назовет их не поворачивая голову либо чуть-чуть ее повернув - то доска слишком маленькая. Здесь идея в следующем - все дети, как и любой человек, ленивы по своей природе. Это нормальное человеческое качество которое развилось в процессе эволюции. Когда учащийся будет решать задачи то он должен крутить головой из одного края доски в другой. А так как человек ленив - то мозг начинает запоминать местонахождение фигур и начинает развиваться память и внимание.

 

У меня была история, я ее часто рассказываю детям и родителям. Училась у меня одна девочка. Она очень хорошо решала задачи. На листочке. Глазами. Иногда на маленькой доске (33 на 33 см). Решала лучше всех. Обгоняла всех детей в решении. А потом она пошла на турнир играть... Я видел одну ее партию которую она проигрывала. Во время игры она просто не видела своих фигур которые стояли ВНЕ ее взгляда. Она привыкла к тому что видит всю доску одним взглядом и не считала нужным поворачивать голову для просмотра всей доски. После того как я это увидел, то стал обращать внимание на других детей - у них ситуация была схожая. Но были и исключения. Те кто решал на доске задачи рано или поздно поворачивали голову и видели свои и чужие фигуры. Однако эта история имела свое продолжение. И тут привезли доску чуть-чуть побольше (43 на 43). Казалось бы - какая разница? Но первое что я сделал - посадил героиню моего рассказа на такую доску и сказал - ты будешь все делать только на этой доске. До этого попытки решать на старых досках ни к чему не приводили. И о чудо! Через буквально недели 2 девочка начала всех обыгрывать! У нее доска стала жить в голове и она стала ее помнить. А до этого момента ее организму это не было нужно.

 

С тех пор лично я всегда стал советовать выбирать доски по росту ребенка. О чем и написал выше. Например когда у меня занимается маленькая ,№5 летняя доска то ей размера 35 на 35 вполне хватает. Т.е. с возрастом доска растет вместе с ребенком. Как и велосипед. И фигуры тоже, но о фигурах здесь